О школе

О школе

Русская токарная школа возникла тогда, когда в ней появилась необходимость. То есть не нужно было искусственно создавать спрос на эти курсы, они возникли тогда, когда у людей массово появилось желание овладеть этим мастерством. Искусство обработки дерева всегда была популярно у мужчин «с руками», и у токарного дела здесь есть явные преимущества. Во-первых, это доступные материалы, которые можно найти в любом лесу парке или в саду.

Во вторых это минимальное количество деревообрабатывающих станков. То есть для того чтобы на выходе получить изделие нужен только один станок  - токарный. Это выгодно и с экономической стороны, и со стороны экономии места. И, конечно же, большой привлекательностью является то, что для овладения навыками не требуется много времени. Конечно, для того чтобы искусно  владеть резцом требуются годы, а для того чтобы самостоятельно сделать ножки для стола или стула, балясины для лестницы или просто подарок любимой женщине нужно всего пару месяцев обучения. Конечно, кто-то скажет, что научится  точить можно и самостоятельно дома, посмотрев пару роликов на Ютубе. Кроме того многие мужчины которые учились в начальной школе ещё в Советском Союзе помнят уроки труда на которых они работали на токарных станках по дереву. Сейчас каждый может, посмотрев ролик на Ютубе сделать токарный станок из подручных средств с мотором от стиральной машинки или даже дрели.

О школе
О школе

Но проучившись в нашей школе, вы поработаете на тех станках на которых работают профессионалы и познакомитесь с инструментами известных брендов, на которых работают всемирно известные мастера токарного дела. А также сюда входит очень много нюансов и мелочей, которые ученик узнает, только общаясь с мастером.

На наших курсах мы подробно изучаем разные виды резцов, способы их заточки и угол заточки. И для того чтобы объективно оценить навыки работы резцами мы используем разные породы дерева и мягкие хвойные и твёрдые, такие как бук и клён. Мы по максимуму даем возможность ученикам освоить тот способ токарной обработки древесины, при котором последует минимальное шлифование. То есть учим учеников резать дерево, а не скоблить.

В наше время овладеть навыкам, при котором результат своего труда можно потрогать, который существует материально, а не  виртуально является ещё один способом заявить о себе как о человеке, который Может.

Это время когда технологии отодвинули человека далеко от природы, когда человек на своей работе годами делает только цифры и буквы своем компьютере.

Но в нас ещё живёт то, что осталось от наших предков, которые своими руками строили дом в котором жили они их семья, делали мебель которой  пользовались годами и которая оставалась их детям и внукам.

Если раньше токарное дело было ремеслом необходимым для жизни и для быта, то сейчас применяя современные технологии обработки дерева, мы можем сделать это ремесло искусством, способом выражения своего бытия через дары природы.

О токарной школе.

На данный момент в нашей токарной школе успешно проводится базовый токарный курс продолжительностью два месяца. И отдельно проводится курс сегментного точения. Стоят настроенные и готовые к работе три токарных станка. Имеются все необходимые приспособления для работы - подручники, планшайбы, патроны, люнеты, приспособления для шлифования, измерительный инструмент и многое другое. И конечно резцы по дереву, самые лучшие, которые можно купить на данный момент в России. Затачиваем и точим резцы на высокоскоростном точиле, на мокром заточном станке Tormek и на гриндере Robert Sorby Pro Edge.

Для обучения мы используем три породы дерева - сосна, бук и клён. Сосна - очень мягкий и податливый материал, прощает ошибки, и поэтому очень подходит для учеников, впервые взявших в руки резец. Бук - более плотное дерево, имеет мелкопористую структуру, на нем очень хорошо видны задиры и поэтому для отработки чистого реза подходит идеально. Клён - ещё более плотное и твердое дерево, и при работе с кленом можно оценить степень заточки резцов. Особенно это хорошо видно при работе в торец дерева.

Как уже было сказано выше, в мастерской имеются свои резцы, но одно из условий обучения - каждый ученик должен принести или приобрести в магазине Рубанков свои резцы.

На первый месяц обучения необходимо иметь четыре основных резца для работы в центрах. Это - широкий реер, узкий реер 13 мм, мейсель 25 мм, отрезной резец. Для работы в лобовом точении или точении чаш понадобится ещё два резца, это - реер для чаш и обдирной резец или как его еще называют - скраппер. И так полный набор для полноценной работы на токарном станке - это вот эти шесть резцов. У какого-то мастера этот набор может, конечно, отличаться, я не утверждаю, свой выбор как истину, это лишь опыт работы Питерской и Московской токарной школы.

Кроме резцов, каждый студент должен иметь свой карандаш, линейку 30 см и линейку 15 см. Удобную спецодежду, лучше всего токарную куртку, респиратор. Очки или маску мы выдаём, но лучше иметь индивидуальные средства защиты. Обучаться у нас можно с 14 лет.

Программа курсов.

Первые два месяца обучения у нас называется базовым курсом. Здесь студенты знакомятся с основными видами токарной обработки дерева. Мы изучаем строение токарного станка, их особенности и отличия. Приспособления для станков. Способы закрепления заготовок в центрах или без поддержания задней бабкой. Рассматриваем основные виды геометрии, которые встречаются в токарных изделиях. Кратко проходим в теории виды финишной отделки - маслом, воском, лаком и другими нестандартными методами.

И конечно особое внимание уделяется токарному инструменту. Способы изготовления резцов, типы и марки стали, используемые для резцов раньше и сейчас, угол заточки резцов под разный способ работы и задачи. Заточке, изменению угла заточки, доводке и полировке инструмента мы посвящаем целый урок.

Каждый урок длится три часа. В урок входит теоретическая часть, практика, перерыв на чай, и уборка рабочего места. Уроки проходят два раза в неделю - понедельник, среда или вторник,четверг. Есть возможность выбрать смену дневную или вечернюю. Дневная с 14:00 до 17:00, вечерняя с 18:00 до 21:00.

О школе

Большую часть практических занятий в первый месяц уходит на технику работы узким реером. Им студенты учатся делать гладкие «валики», ровные и равномерные «выкружки», четкие и угловатые «заплечики». Все это обеспечивается ровным положением тела, правильной установки рук на подручник, угол наклона резца и многим другим факторам.

Обучающийся не предоставлен самому себе, я внимательно наблюдаю за каждым и вовремя его поправляю если надо. Если что то получается не так, то мы останавливаем станок и все вместе обсуждаем ситуацию. Я учу будущих токарей определять правильность реза по звуку или вибрациям, которые возникают в работе.

Один урок у нас посвящён работе мейселем. Я показываю разные виды этих резцов, их возможности в точении, отличия и особенности. Сам резец довольно сложен в освоении, требуется больше времени и поэтому мы проходим только базовую часть.

Изучая способы финишной отделки токарных изделий, мы не забываем о подготовке к финишной отделке, то есть шлифовке и полировки. И конечно, учимся работать резцами так, чтобы «из под резца» выходило готовое изделие, требующее минимальную шлифовку.

В конце первого месяца обучения каждый студент получает задание нарисовать, выписать размеры, и точно по этим размерам выточить подсвечник. Это дипломная работа, после которой оценки не ставятся, но приобретается навык работы с размерами и точным копированием.

Во второй месяц обучения мы делаем больше работ - миска, бокал, совок, шкатулка и тарелка. При точении этих изделий можно увидеть разницу в резании вдоль волокон и поперёк волокон. Для такой работы мы используем 10 мм реер для чаш. И доводим внутреннюю поверхность скраппером, используя его как циклю.

В конце второго месяца обучения самостоятельной работой будет изготовление тарелки или чаши.

О школе
О школе

После базового курса можно перейти к следующему курсу - сегментное точение. В самом начале мы выбираем проект, это может быть ваза или чаша или шкатулка. Далее мы изучаем расчёт сегментов, изготовление каретки, шлифование и склейка сегментов, точение и финишная отделка.

В наше время овладеть навыкам, при котором результат своего труда можно потрогать, который существует материально, а не  виртуально является ещё один способом заявить о себе как о человеке, который Может.

О школе
О школе

Заключение.

Как определить философию токарного дела? Как сказал один мудрый человек: «для того, чтобы что-то создать, надо что-то разрушить». И это правда, но мы можем видеть, как наши магазины и затем дома заполняют низкокачественные товары из пластмассы не несущие никакой ценности ни сейчас не после срока эксплуатации. И общество потребления заставляет нас волей неволей отождествлять себя с вещами, которыми мы владеем. Мы - это то, что мы едим, одеваем, смотрим, пользуемся каждый день.

Сейчас на раскопках находят деревянные точеные миски и тарелки. И теперь представьте, что чувствует человек, в доме которого все сделано его руками. Мебель, орудия труда, предметы быта, посуда. Как этот человек будет отождествлять себя с этим. Думаю, он будет чувствовать себя творцом и хозяином. Тем человеком, который может организовать свой быт своими руками. Позаботится о том, чтобы у его семьи было все необходимое для жизни.

Сейчас мы не знаем, как сделаны большинство вещей, которые нас окружают. Как устроен компьютер или телевизор, как делаются пластиковые окна или раковина в ванной. Мы можем представить себе это примерно, но мы не сможем повторить это. Мы пользуемся автомобилем и с гордостью говорим - это мое, но это лишь потому, что мы купили это за деньги. И кто-то даже не представляет, как он сделан. А ведь даже самый скромный автомобиль это достижение прогресса, это работа сотни конструкторов и механиков. Это достижение авторов, которые придумали конвейерное производство и сделали автомобиль доступным, чтобы вы могли на нем ездить.

И я уверен, что когда Вы сделаете что-то своими руками, принесете домой, поставите на видное место, то вы будете гордиться этим больше чем своим дорогим телефоном. Потому что это сделали Вы. Вы автор и творец.